Агитация и работа СМИ во время выборов / АНАЛИТИКА


Наши сертификаты, дипломы и благодарности

  • Эксперт года
  • Диплом Совета Европы
  • Институт медиа права
  • Праця и закон
  • Украинская школа политических студий

Агитация и работа СМИ во время выборов / АНАЛИТИКА


01-06-2008

Основой для анализа послужили три основоположных закона, которые регламентируют избирательный процесс в Украине:

  • «О выборах народных депутатов»,
  • «О выборах президента Украины»,
  • «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной республики Крым, местных советов и сельских, городских голов».

Терминология

Проблемный аспект: законодательство структурировано таким образом, что роль СМИ подается в существенно приуменьшенной даже в разделах и статьях закона. Например, работа СМИ описывается в разделе под названием «Агитация», но по своей природе СМИ не только размещают агитацию, средства массовой информации также освещают избирательный процесс.

Более того, крайне неудачным и унизительным для СМИ является употребление формулировки «порядок использования средств массовой информации» в этом же разделе «Агитация». Это производит такое впечатление, что народные депутаты, которые писали законы, хотели урегулировать процесс лишь для того, чтобы использовать СМИ в своих целях. Так, как будто бы они не признают в самостоятельную и важную роль СМИ – доносить объективную информацию гражданам Украины.

Как решить проблему?

1. Предлагаем раздел в законе о выборах назвать не «Агитация», а «Агитация и регулирование работы средств массовой информации». Или же сделать два отдельных раздела.

2. Также считаем целесообразным избегать формулировки «порядок использования средств массовой информации», вместо нее стоит использовать выражение регулирование работы средств массовой информации».

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ:

Терминология

Дефиниция предвыборной агитации

Соотношение предвыборной агитации и политической рекламы

Квоты на политическую рекламу в СМИ

Могут ли СМИ предоставить эфирное время или печатную площадь бесплатно?

Регулирование цен на предвыборную агитацию

Право на ответ

Порядок проведения теледебатов

Освещение компаний в новостях и других информационных материалах

Приглашение гостей в студию телеканала или радиостанций

Редакционная позиция печатных СМИ

Сроки начала предвыборной агитации

Предоставление эфирного времени и печатных площадей за средства госбюджета

Санкции в виде приостановления действия лицензии или выпуска (печати)

Особенности работы государственных и коммунальных СМИ

Нарушение в деятельности иностранных каналов, которые ретранслируются в Украине

Участие граждан в агитации

Запрет на комментирование и оценивание кандидатов

Информация о заказчике печатных агитационных материалов

Информация о социологических исследованиях

Доступ к биографии кандидатов и деклараций о доходах

Политическая реклама на носителях внешней рекламы

Отчет подготовлен в рамках проекта Центра общественных медиа «Улучшение избирательного законодательства в части освещения избирательной компании в СМИ» при содействии Международного фонда «Возрождение» и «Интерньюз-Нетворк».

На основе отчета Центра общественных медиа депутат Андрей Шевченко готовит проект изменений в законодательство о выборах для того, чтобы представить его в Верховной раде Украины.

При использовании материалов частично или целиком, ссылка на адвокатскую компанию «Наталия Субота и партнеры» является обязательной.




К списку новостей