Отсутствие генпланов: кому это выгодно


Наши успехи

  • Защита в Международном арбитражном суде (ІСС) интересов госпредприятия (44 млн. долларов)
  • Юридическая поддержка избирательной кампании кандидата на пост городского главы 2010 г.
  • Юридическое сопровождение президентской кампании 2010 на местном уровне
  • Отмена постановления Кабмина о пенсионном налоге для предпринимателей
  • Отмена эвакуаторов в Киеве
  • Дело «Караоке на майдане»
  • Дело "Корецкий против Украины"

Отсутствие генпланов: кому это выгодно


02-03-2011

У жителей села Коцюбинского, что всего в трех километрах от Киева, - трагедия. Они могут лишиться леса, который многие годы служил их излюбленным местом отдыха.

А все потому, что в 2008 году местные власти раздали частным лицам землю вокруг села, расширив его границы за счет прилегающего леса.

Этого можно было бы избежать будь у Коцюбинского сделанный по всем правилам генеральный план развития.

Генплан населенного пункта — это документ, толщиной с небольшую книжку, в котором описаны направления развития города или села и схематически прорисованы планы его застройки на годы вперед. Например, при Советском Союзе генплан разрабатывался больше, чем на 20 лет.

Несмотря на то, что это документ достаточно общий, без детализации территории, его наличие может хотя бы частично решить проблему полулегального выделения разрешений на застройку, уверены эксперты.

“Нам это необходимо, - говорит Ярослав Рабошук, аналитик Ассоциации городов Украины, - Этот план упорядочивает территорию города или села, чтоб не было хаотической застройки, чтоб выполнялись санитарные требования к расположению тех или иных помещений и строений».

По его словам, однако, только 39,5% всех населенных пунктов страны могут похвастаться наличием у себя генерального плана развития. В то же время, его отсутствие — одна из причин произвольного выделения местными органами власти земельных участков, разрешений под застройку частным лицам, произвольного изменения целевого назначения участков, их дальнейшей перепродажи.

Доля населенных пунктов Украины, в которых есть генеральные планы

Тип населенного пункта %
Города районного значения 69%
Сельские пункты городского типа 60%
Села 38%
Города областного значения 85%
Все населенные пункты страны 39%


По данным Ассоциации городов Украины

Часть леса в Коцюбинском, например, досталась жителям Днепропетровской области и членам местного сельсовета, рассказывает местный депутат Ирина Федорив. Остальные участки уже с интересом изучили риэлторы, прикидывая что можно будет предложить своим клиентам в «жирной» зоне недалеко от столицы.

Выделение земель и разрешений на строительство местными органами власти — давно поставлено на поток, рассказывает юрист-эксперт по земельным вопросам, Юрий Брыкайло. Самая плачевная ситуация, пожалуй в селах. «Сельсоветы свободно выдают «частникам» государственные акты на землю под застройку», - сетует он.

Так, на прилегающих к селам территориях, незаметно появляются частные дома или коттеджи. Например, в Вышгородском р-не Киевской области, недалеко от села Новоселки, территория местного луга уже разбита и поделена на участки. На некоторых из них уже даже ведется строительство домов, а в планах — проложить асфальтовую дорогу прямо по территории луга. А селян никто и не спрашивал.

Помощь государства

За решение вопроса уже взялись на самом высоком уровне. На подписании у президента сейчас находится закон о регулировании градостроительной деятельности. Несмотря на массу недостатков этого закона, в случае его утверждения уже с 1 января 2012 года ни один город или поселок не смогут обойтись без генплана.

Ведь в случае его отсутствия, местные власти не смогут официально передавать земли государственной или коммунальной собственности в пользование или управление частному лицу, говорит Брыкайло. По его мнению, эта инициатива принесла бы стране только пользу.

«Это было бы невероятно позитивно. Должно и коррупцию преодолеть», - говорит он.

Палки в колеса

Только вот вероятность того, что закон сработает невероятно низка. Все, как обычно, упирается в деньги и нежелание чиновников.

Во-первых, на разработку генплана нужны средства. Иногда немалые. «Стоимость разработки генплана для небольших [до 20-30 тыс. человек] городов составляет около 300 тыс. грн., - приводит пример Рабошук, - Для крупных городов стоимость может доходить до миллиона». Как рассказал Kyiv Post источник в КМДА, пожелавший сохранить анонимность, поскольку не уполномочен официально комментировать этот вопрос, стоимость генплана Киева достигает 5 млн. грн.

Однако далеко не все села и даже города могут себе позволить профинансировать из местного бюджета разработку градостроительных документов.

В населенных пунктах, которые дотируются из бюджета, местные советы просто вынуждены будут привлечь к разработке генплана средства частных инвесторов. Выделить деньги на документ, получив взамен интересующий земельный участок — практика, уже достаточно распространенная в Украине, рассказывает Брыкайло.

По его словам, таким образом новые «паспорта» уже получили населенные пункты, находящиеся недалеко от Киева - в Киево-Святошинском районе, в направлении Обухова, Василькова. В общем везде, где цена на землю «зашкаливает».

В этих районах стоимость «сотки» земли колеблется от $3 тыс. до $10 тыс., так что инвестиция в генплан с перспективой получения лакомого кусочка — очень привлекательна.

После вступления в силу нового закона практика финансирования генпланов частными лицами станет вообще повсеместной. Сделка с местными советами инвесторам на руку, объясняет Брыкайло. Ведь прибыль от относительно небольшого коттеджного городка, размещенного на 100-150 га., с лихвой отобьет затраты на генплан.

Это, однако не единственная причина, по которой генеральные планы населенных пунктов в Украине «не работают». Дело в том, что существование этих документов местным властям просто не выгодно.

“Их нет не потому, что нет денег, а потому что нет политической воли», - говорит Андрей Странников, депутат Киевсовета. По его словам, в 2008-2009 годах местные органы власти вернули в госбюджет массу средств, предоставленных им на разработку генеральных планов в их населенных пунктах. А все потому, что их существование мэрам просто не выгодно.

«Ведь если есть система, в которой указано, что тут должна быть зеленая зона, значит мэр уже не сможет выделить этот участок своему «коллеге». А если такого документа нет, то есть возможность ловить рыбку в мутной воде», - говорит Странников.

По материалам «Kyiv Post».




К списку новостей