Дело Корецкий и другие против Украины / ДОКУМЕНТ


Наши сертификаты, дипломы и благодарности

  • Эксперт года
  • Диплом Совета Европы
  • Институт медиа права
  • Праця и закон
  • Украинская школа политических студий

Дело Корецкий и другие против Украины / ДОКУМЕНТ


03-04-2008

ДЕЛО КОРЕЦКИЙ И ДРУГИЕ ПРОТИВ УКРАИНЫ

(заявление № 40269/02)

РЕШЕНИЕ СУДА

СТРАСБУРГ

3 апреля 2008 года

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

03/04/2008

Данное решение становится окончательным по условиям, оговоренным в ст.44 ч. 2 Конвенции. Текст может бать дополнительно отредактирован.

По делу Корецкий и другие против Украины

Европейский суд по правам человека (Пятая Секция) в составе Палаты:

Пир Лоренц, Председатель

Снежанна Ботучарова,

Карель Юнгвирт,

Райт Марусте,

Марк Вилигер,

Миряна Лазарова Трайковська, судьи

и Клавдия Вестердик, секретарь сессии

Рассмотрев дело на закрытом заседании 11 марта 2008,

Вынесли следующее решение, которое вступило в силу в тот же день:

ПРОЦЕДУРА

1. Заявление (№ 40269/02) против Украины подано соответственно статье 34 Конвенции о защите прав и основных свобод человека четырьмя гражданами Украины – Сергеем Петровичем Корецким, Андреем Васильевичем Толочко, Андреем Николаевичем Горбалем, Олексеем Григорьевичем Лобицким (далее «Заявители») 12 сентября 2002 года.

2. Заявителей представляет адвокат Т. Шевченко. Правительство Украины (далее – «Правительство») представляет Ю. Зайцев.

3. 13 марта 2006 года Суд подал уведомление Правительству. Соответственно с статьей 29 § 3 Конвенции Суд решил рассмотреть жалобу по существу одновременно с решением вопроса о ее приемлемости.

ФАКТЫ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

4. Господин Корецкий родился 1955 года, граждане Толочко и Лобицкий родились 1975 года, гражданин Горбаль родился 1978 года. Все заявители проживают в Киеве.

5. В июне 2000 года Заявители и двое других граждан создали организацию под названием «Гражданский Комитет за сохранение дикой (коренной) природы Березняков» (далее – Гражданский комитет). Гражданин Корецкий был избран главой Комитета.

6. 27 июля 2000 года Заявители подали заявление о регистрации Гражданского комитета вместе с копией устава в киевское городское управление юстиции.

7. Устав Гражданского комитета предвидел:

1. Основные положения

«1.1.Гражданский комитет… (далее комитет) является добровольным объединением граждан, общественных организаций, а также других юридических лиц, которые объединяются в общей деятельности (с целью) сохранения дикой (коренной) природы в городах.

1.2. Комитет является неправительственной, неприбыльной организацией.

1.4. комитет осуществляет деятельность на территории города Киева. Комитет может иметь представительства в других городах Украины.

…»

2. Принципы деятельности Комитета

2.1. деятельность Комитета базируется на таких принципах:

а) демократичности,

б) законности,

в) самоуправления,

г) равности членов,

д) открытости,

е) объединения локальных действий с глобальным мышлением,

ж) активных креативных идей широкого масштаба.

3. Цель Комитета

«3.1. Комитет был основан с целью защиты дикой природы против тотального уничтожения в процессе городского развития и застройки.

3.2. Целью Комитета является сохранение и сбережение дикой натуральной природы на территории Березняков.»

4. Цель и сферы деятельности Комитета

4.1. Комитет… ставит перед собой задачу повышать осведомленность застройщиков, членов органов городского самоуправления и общественности по поводу… отличий между дикой натуральной природой и искусственными системами городов, возможные утраты натуральных экосистем, координацию общей деятельности органов власти, неправительственных организаций и общественности касательно предупреждения таких последствий, и сохранения дикой природы и образцов.

4.2. Согласно с целями и заданиями Комитет осуществляет деятельность в таких сферах:

а) сбор информации, которая касается дикой природы Березняков,

б) сбор и изучение мирового опыта сосуществования городов и натуральных систем,

в) создание и развитие публичной открытой электронной базы данных,

г) культурная, образовательная, издательская и информационная деятельность.

д) лоббирование вопросов, которые касаются сохранения натуральных экосистем совместно с государственными и местными органами власти,

…»

5. Права Комитета

«5.1. …Комитет имеет право:

а) принимать участие в гражданских отношениях, осуществлять имущественные и неимущественные права,

б)пропагандировать идеи, осуществлять культурную и образовательную деятельность,

г) создавать учреждения и организации, средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность,

д) проводить общественную экологическую экспертизу…

«5.2. Для исполнения заданий Комитет имеет право осуществлять необходимую хозяйственную и другую коммерческую деятельность путем создания юридических лиц».

6. Членство в Комитете может быть индивидуальным, коллективным, почетным, в качестве волонтера…

6.4. Граждане Украины и других стран, которые разделяют идеологию и принимают участие в таких же проектах и мероприятиях (Комитета) могут стать волонтерами Комитета…»

7. Организационная структура и управление Комитета

«… 7.11. Исполнительный орган комитета ответственный за финансовое управление проектами, ведение счетов Комитета, осуществление хозяйственной и финансовой деятельности для обеспечения проектов…»

8. Заявление о регистрации и устав вернули после неопределенного срока заявителю и предложили внести изменения в устав. В частности, некоторые положения и параграфы вычеркнули, включая параграфы 3.1., 5.1.; «лоббирование» в параграфе 4.2. (д) изменили на «вносить предложения» и фразу «проводить общественную гражданскую экспертизу» в параграфе 5.1. (д) переформулировано так, что Гражданский комитет осуществляет экологическую экспертизу на «общественных началах».

9. 6 сентября 2000 года Заявители подали новую исправленную версию устава, в которой замечания и правки были учтены частично.

10. Согласно с письмом от 18 сентября 2000 года, городское управление уведомило заявителей о том, что им отказано в регистрации соответственно с действующим законодательством. В частности, в уставе не указан статус Гражданской организации; право Комитета иметь представительства в других городах Украины не согласуется с положением об осуществлении деятельности на территории города Киева, устав предвидит две цели деятельности вместо одной цели и нескольких заданий; исполнительный орган Гражданского комитета уполномочен осуществлять экономические (хозяйственные) функции, но согласно статье 24 Закона «Об объединении граждан» экономическая деятельность организации может осуществляться через отдельное юридическое лицо, которая создается с этой целью; положение о том, что Гражданский комитет может осуществлять издательскую деятельность и привлекать волонтеров в свою деятельность как членов противоречит вышеупомянутому закону. Заявитель не принял во внимание всех требований к тексту устава организации и подал копии документа об уплате пошлины за регистрацию, в то время как требуется оригинал документа.

11. В письме от 20 сентября 2000 года, которое получило городское управление 25 сентября 2000 года, указывалось на то, что господин Корецкий, действуя от имени и как Глава Гражданского комитета, не принял во внимание дополнения в устав Комитета, которые подали 6 сентября 2000 года. Он попросил управление пересмотреть свое решение и учесть осуществленные дополнения к уставу, дополнительные копии которого он подал в управление.

12. В письме от 24 октября 2000 года городское управление в ответ на письмо заявителя проинформировало, что устав организации не может пройти повторное рассмотрение. Также управление указало, что отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

13. Заявители продолжали осуществлять деятельность Гражданского комитета, в частности, издавая различные статьи в газетах.

14. 30 ноября 2000 года Заявители подали жалобу в Печерский районный суд города Киева с требованием отменить решение городского управления юстиции по поводу отказа в регистрации. Они утверждали, что их право на создание организации и право на свободный выбор деятельности организации были нарушены. Они также аргументировали, что основания отказа в регистрации организации обосновываются на неверном толковании и применении законодательства местным управлением. Более того, городское управление не приняло во внимание дополненную версию устава организации, которую они офрмили приложением к своей жалобе в суд.

15. 13 марта 2001 года суд отклонил заявление как необоснованное. 28 августа 2001 года Киевский городской апелляционный суд подтвердил решение суда первой инстанции.

16. Судьи установили, что отказ в регистрации гражданского комитета был законным, уставы организации противоречат национальному законодательству. В частности, цель Гражданского комитета противоречит статьям 3 и 13 Закона «Об объединении граждан». Положение параграфа 1.4, 5.1 и 7.11 устава организации уполномочивают исполнительный орган Гражданского комитета осуществлять «текущую административную и финансовую деятельность» и предусматривает, что Гражданский комитет осуществляет издательскую деятельность, что противоречит статьям 9 и 24 Закона. Формулировка параграфов 6.1. и 6.4. устава организации по поводу участия волонтеров в деятельности Гражданского комитета противоречит принципу равенствачленов организации соответственно статье 6 Закона.

17. Суды также признали, что заявитель не подал исправленной версии устава организации, а устав. Поданный заявителем, не соответствует Закону.

18. 14 марта 2002 года три судьи Верховного Суда Украины отказали в удовлетворении кассационной жалобы на решение апелляционного суда, установив отсутствие оснований для рассмотрения Верховным Судом.

19. В июне 2002 года заявитель решил ликвидировать Гражданский комитет и не продолжать деятельности.

II. НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

А. Конституция Украины от 28 июня 1996 года.

20. Положение Конституции Украины предвидит:

Статья 19:

«Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
»

Статья 36:

Граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Статья 37:

«Создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются. Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований… Запрещение деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке.»


Б. Криминальный кодекс Украины 1960 (1 сентября 2001 года отменен)

21. Статья 187-8 Кодекса предвидит:

«Руководство объединением граждан, которое не легализировалось в установленном законом порядке или которому отказано в легализации, или которое принудительно распустили по решению суда, но которое продолжает действовать, а также участие в деятельности таких объединений, совершенное повторно на протяжении года после наложения административного стяжательства за такое же нарушения, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.»

22. С момента вступления криминального кодекса с сентября 200 1года, ответственность за эти деяния было декриминализировано.

В. Кодекс об административных правонарушениях 1984 года

23. Статья 186-5 Кодекса предвидит:

«Руководство объединением граждан, которое не легализировалось в установленном законом порядке или которому отказано в легализации, или которое принудительно распустили по решению суда, но которое продолжает действовать, а также участие в деятельности таких объединений – влекут за собой наложение штрафа от двадцати пяти до ста тридцати минимумов доходов граждан не облагаемых налогом.»

Г. Закон Украины «Об объединении граждан» от 16 июня 1992 года

24. положения Закона предвидят:

Статья 3. Общественная организация

Общественной организация является объединением граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общественных интересов.»

Статья 4. Ограничения на создание и деятельность объединений граждан

«не подлежат легализации, а деятельность легализированных объединений запрещается в судебном порядке, когда их целью является:

Смена путем насилия конституционного строя и в любой противозаконной форме территориальной целостности государства;

подрыв безопасности государства в форме ведения деятельности в пользу иностранных государств;

пропаганда войны, насилия или жестокости, фашизма и неофашизма;

разжигание национальной и религиозной вражды;

создание незаконных военизированных формировок;

ограничение общепризнанных прав человека… »

Статья 6. Принципы создания и деятельности объединений граждан

«Объединение граждан создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности. Они свободны в выборе направлений своей деятельности.

Ограничения деятельности объединений граждан могут быть установлены лишь Конституцией и законами Украины.»

Статья 9. Статус объединений граждан

«Ассоциации могут иметь общенациональный, местный или международный статус.

Общенациональные организации это те организации, деятельность которых распространена на всей территории Украины и которые имеют представительства в большинстве областей [Украины].

Местные организации включают такие ассоциации, деятельность которого распространена на территории административно-территориальной единицы или области. Организации могут сами определять территорию своей деятельности.

Неправительственные организации являются международными, если их деятельность покрывает территорию Украины и по крайней мере территорию еще одной любой страны.»

Статья 13. Уставные документы объединений граждан

«Объединение граждан действует на основе устава или положения (далее – уставный документ). Уставный документ должен содержать:

1) название объединения граждан (полное, а также сокращенное, соответственно части третьей статьи 12-1 этого закона), его статус и юридический адрес;

2) цель и задания объединения граждан;

3) условия и порядок приема в члены объединения граждан, выбывание из него;

4) права и обязанности членов (участников) объединения;

5) порядок образования и деятельности уставных органов объединения, местных ячеек и их полномочия;

6) источники поступления и порядок использования денежных средств и другого имущества объединения, порядок отчетности, контроля, осуществления хозяйственной деятельности необходимой для исполнения уставных заданий;

7) порядок внесения изменений и дополнений в устав документа объединения;

8) порядок прекращения деятельности объединения и решение имущественных вопросов, связанных с его ликвидацией.

В уставном документе могут быть предвидены и другие положения, которые касаются особенностей создания и деятельности объединения граждан.

Уставный документ объединения граждан не должен противоречить законодательству Украины.»

Статья 14. легализация объединения граждан

«Легализация (официальное признание) объединений граждан является обязательной и осуществляется путем их регистрации или уведомления об учреждении. Деятельность объединений граждан, которые не легализированы или принудительно распущены по решению суда, являются противозаконными.

В случае регистрации объединение граждан получает статус юридического лица.

Политическая партия и международные общественные организации подлежат обязательной регистрации министерством юстиции Украины.


Легализация общественной организации осуществляется соответственно Министерством юстиции Украины, местными органами исполнительной власти, исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов народных депутатов.

В случае, когда деятельность общественной организации распространяется на территорию двух и более административно-территориальных единиц, ее легализация осуществляется соответственным вышестоящим органом.

Местными органами государственной исполнительной власти, исполнительным комитетом сельского, поселкового и городского советов народных депутатов регистрируются в обязательном порядке местные ячейки зарегистрированных всеукраинских и международных объединений граждан, если такая регистрация предусмотрена уставными документами таких объединений.

О легализации (официальное признание) объединение граждан легализирующий орган сообщает в средствах массовой информации.»

Статья 15. Регистрация объединений граждан.

«Для регистрации объединения граждан его основатели подают заявление.

К заявлению прилагают устав (положения), протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, ведомости о составе руководства центральных уставных органов, данные о местных ячейках, документы об уплате регистрационного сбора, кроме случаев, когда общественная организация освобождается от уплаты регистрационного сбора соответственно законам Украины.

Заявление о регистрации местной общественной организации рассматривается в двухмесячный срок со дня рассмотрения документов. Решение о регистрации или отказе в ней заявителю сообщается в письменной форме не позже чем через десять рабочих дней со дня принятия решения».

Статья 16. Отказ в регистрации организации

«В регистрации объединения граждан может быть отказано, если его название, уставный или другие документы, противоречат условиям законодательства Украины.

Решение об отказе в регистрации должно содержать основания такого отказа. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Об отказе в регистрации объединения граждан регистрирующий орган сообщает в средствах массовой информации.»

Статья 17. Сообщение об учреждении

«Общественные организации, их союзы могут легализировать свое существование путем письменного уведомления соответственно Министру юстиций Украины, местным органам государственной исполнительной власти, исполнительным комитетам сельских, поселковых, городских советов народных депутатов.»

Статья 20. Права зарегистрированных объединений граждан

«Для осуществления целей и заданий, определенных в уставных документах, зарегистрированные объединения граждан пользуется правом:

Выступать участниками гражданско-правовых отношений, вступать в имущественные и неимущественные права;

представлять и защищать свои законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах;

принимать участие в политической деятельности, проводить массовые мероприятия (собрания, митинги, демонстрации и т. д.);

идейно, организационно и материально поддерживать другие объединения граждан, предоставлять помощь в их создании;

создавать учреждения и организации;

получать от органов государственной власти и управления и органов государственного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и заданий;

вносить предложения в органы власти и управления;

распространять информацию и пропагандировать свои идеи и цели;

основывать средства массовой информации.

Общественные организации имеют право основывать предприятия, необходимые для исполнения уставных целей.

В порядке, предусмотренным законодательством, политические партии также имеют право:

принимать участие в разработке государственной политике;

принимать участие в формировании органов власти, представительства в их составе;

доступа во время избирательной компании к государственным средствам массовой информации.

Объединения граждан пользуются и другими правами, предусмотренными законами Украины».

Статья 24. Хозяйственная и другая коммерческая деятельность

«С целью исполнения уставных заданий и селей зарегистрированные объединения граждан могут осуществлять необходимую хозяйственную и другую коммерческую деятельность путем создания хозрасчетных учреждений и организаций со статусом юридического лица, учреждение предприятий в порядке, установленном законом».

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства

«Руководство объединения граждан, которое не легализировалось в установленном порядке или которому отказали в регистрации, или которое принудительно распущено согласно с решением суда, на продолжает действовать, а также участие в деятельности таких объединений влекут за собой административную или криминальную ответственность».

ЗАКОН

І. ЗАЯВЛЕНИЕ О НАРУШЕНИИ СТАТЬИ 11 КОНВЕНЦИИ

25. Заявитель подали жалобу касательно отказа в регистрации. Они посылались на статью 11 Конвенции, которая предвидит:

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.»

А. Приемлемость

26. Правительство не отрицало приемлемость заявления.

27. Суд считает, что основания для того, чтобы считать заявление неприемлемым.

Б. Обстоятельства

1. Заявление сторон

(а) Заявители

28. Заявители утверждали, что отказ в регистрации Гражданского комитет&




К списку новостей